Немного аналитики, или отзывы конечных пользователей о курсе 

По завершению разработки обучающего курса всегда интересно, как он решил задачи заказчика, насколько он понятен и удобен для конечного пользователя, есть ли что-то, что можно улучшить. Обычная статистика по результатам обучения дает мало информации. Поэтому проведение опроса конечных пользователей курсов - самое оптимальное решение для сбора интересующей нас информации.

В конце 2016 года мы разработали новый модуль «Контрафактная продукция» для вводного курса компании «Синергия. Он предназначен для обучения сотрудников, работающих с продукцией, и дает информацию о том, как выявлять контрафакт и действовать в случае его обнаружения.
В ходе исследования опрошено 70 респондентов. Среди них основную часть составляют торговые представители (38,6%), супервайзеры (17,1%) и территориальные менеджеры (11,4%). Большая часть опрошенных находится в молодом возрасте 25-35 лет (67,1%), почти четверть – в среднем возрасте 36-45 лет (22,9%).
Стоит отметить, что сотрудники проходили данное обучение в основном в нерабочее время (62,9%).
Нами были получены результаты по ряду параметров:
  • ожидание и впечатление от курса;
  • понятность формы изложения материала;
  • оценка дизайна и иллюстраций и их влияния на усвоение материала;
  • удобство навигации и элементов управления;
  • влияние формата подачи материала на усвоение информации;
  • оценка трудности заданий;
  • оценка времени на прохождение курса;
  • общая оценка за курс.

Большей части опрошенных модуль «Контрафактная продукция» понравился и соответствовал их ожиданиям (80,6%). 

Влияние формата представления и изложения контента курса на восприятие пользователем


















В исследуемом курсе материал преподносится последовательно в рамках сюжетной линии, где персонаж-гид встречает пользователя, знакомит с основными признаками контрафактной продукции на конкретных примерах и с алгоритмом действий при ее обнаружении. Как показал опрос, выбранный формат подачи материала понятен всем пользователям и способствует лучшему усвоению информации курса.































Выбранная форма изложения материала непосредственно влияет на восприятие пользователем информации, контрольных заданий и других элементов курса, так как этот признак имеет корреляцию (взаимосвязь) со следующими признаками: 
  • восприятие логики курса;
  • восприятие дизайна и иллюстраций;
  • удобство навигации;
  • понимание и усвоение теоретического материала курса;
  • восприятие контрольных и проверочных заданий курса;
  • полезность информации.
Можно сделать вывод, что выбранный формат реализации и составляющие его элементы педагогического дизайна формируют положительное восприятие курса. В данном случае мы видим, что они были выбраны правильно.

Проработка материала курса 

 Материал, изложенный в курсе, понятен всем опрошенным, и большая часть (87,1%) из них усвоила и запомнила 81-100% теоретического материала курса. Также более 90% респондентам понятны вопросы проверочных заданий и тестирования. По их мнению, контрольные задания соответствуют представленному теоретическому материалу. В целом, 85,7% обучаемым и практические задания, и тестирование показались легкими в прохождении. 
Это достаточно высокие результаты, что указывает на проработку контента курса и выбор уместных педагогических приемов подачи материала для наилучшего усвоения информации пользователями.
Информация, представленная в курсе, практически для всех пользователей оказалась полезной, а 74,3% обученных сотрудников узнали для себя что-то новое и готовы применять это в практической деятельности. Данные признаки находятся в обратной зависимости друг от друга: чем выше пользователи оценили полезность изученной информации, тем больше у них желания применять полученные знания в реальной жизни (коэффициент корреляции между этими признаками равен «-0,392»).

Сила визуала

Важную роль в курсе играет визуальная составляющая. Удобный и приятный дизайн и иллюстрации помогают лучше воспринимать материал курса, а также ориентироваться в его навигации. Большинству пользователей (94,3%) понравились дизайн и иллюстрации. Среди нескольких отзывов были пожелания сделать окраску курса более яркой и добавить фотографий примеров контрафактной продукции. Иллюстрации курса выполнены в скетчевом стиле, и в них используются не очень яркие, холодные цвета. Полученные отзывы побудили нас добавить красок в последующие модули вводного курса, а также в будущем раскрасить и этот.

Такой стиль графики использован изначально. 

Такой стиль графики стал.


























Используемое визуальное оформление курса помогает восприятию представленной в нем информации: 78,6% опрошенных оценили данный признак на «5», 20% – на «4».
Влияние дизайна и иллюстраций на восприятие информации курса подтверждает наличие взаимосвязи со следующими параметрами:
  • восприятие формы изложения материала курса;
  • понимание логики прохождения курса;
  • удобство навигации;
  • понимание и усвоение теоретического материала и контрольных заданий;
  • восприятие полезности контента курса и желание применять полученные знания;
  • общее впечатление и оценка курса.
Таким образом, мы видим, что визуальная составляющая курса выбрана правильно: она не отвлекает пользователя от процесса обучения и помогает лучше усваивать материал через примеры и визуальные образы, формирует положительное впечатление о курсе.
 Интересное наблюдение. Есть слабая взаимосвязь между полученными положительными впечатлениями от иллюстраций курса и возрастом опрашиваемых (коэффициент корреляции равен «0,358»): чем старше пользователь, тем меньше он обращает внимание на данный признак.

Как оценили пользователи курс

Средняя оценка за курс достаточно высокая: 9 (9,07) из 10 баллов.
 
На полученный результат влияют практически все исследуемые показатели курса (между ними наблюдается слабая и средняя корреляция):
  • форма изложения материала;
  • дизайн и иллюстрации;
  • удобство навигации;
  • понятные и легкие контрольные задания;
  • полезность информации курса;
  • применимость знаний в практической деятельности.
У перечисленных признаков корреляция средняя или ближе к средней (0,4-0,6) и значима на уровне p=0,01.

 Интересное наблюдение. Средняя оценка за курс не зависит от внешних признаков – пола, возраста опрашиваемых и их стажа работы в компании, то есть она полностью зависит от качества и проработки обучающего продукта. 

Приятные отзывы

Опрос позволяет получить не только числовые данные для статистического анализа, но и отзывы и пожелания от обучаемых сотрудников:
  • «Курс, на мой взгляд, удался. Все понятно. Проверочные задачи очень уместны. Спасибо.»
  • «Побольше подобных курсов. Таким способом информация усваивается очень хорошо и лучше запоминается.»
  • «Хотелось бы все тесты с таким дизайном, информация в таком тестовом режиме усваивается намного лучше!»
  • «Так держать, курс информативный и легко усваиваемый.»
  • «Побольше вопросов по закреплению материала, простые вопросы конечно хорошо, но не мешало бы вопросов с подвохом.»


Вывод


Итак, в результате проведения исследования обратной связи конечных пользователей мы получаем подробную информацию о том, как курс ими воспринимается, что в излишке, а чего не хватает. Подобное исследование мы проводим уже не впервые, и каждый раз результаты нас не только радуют, но и подталкиваю к улучшению обучающих продуктов. Всегда интересно знать жизнь курса после его внедрения в процесс обучения и мнение конечного пользователя.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Электронный дневник в школе

Истинные причины заказа электронных курсов

Серьезные игры. Опыт разработки игры “Управление изменениями”