Немного аналитики, или отзывы конечных пользователей о курсе
По завершению разработки обучающего курса всегда интересно, как он решил задачи
заказчика, насколько он понятен и удобен для конечного пользователя, есть ли
что-то, что можно улучшить. Обычная статистика по результатам обучения дает
мало информации. Поэтому проведение опроса конечных пользователей курсов -
самое оптимальное решение для сбора интересующей нас информации.
В конце
2016 года мы разработали новый модуль «Контрафактная продукция» для вводного
курса компании «Синергия. Он предназначен для обучения сотрудников, работающих
с продукцией, и дает информацию о том, как выявлять контрафакт и действовать в
случае его обнаружения.
В ходе
исследования опрошено 70 респондентов. Среди них основную часть составляют
торговые представители (38,6%), супервайзеры (17,1%) и территориальные
менеджеры (11,4%). Большая часть опрошенных находится в молодом возрасте 25-35
лет (67,1%), почти четверть – в среднем возрасте 36-45 лет (22,9%).
Стоит
отметить, что сотрудники проходили данное обучение в основном в нерабочее время
(62,9%).
Нами были
получены результаты по ряду параметров:
- ожидание и впечатление от курса;
- понятность формы изложения материала;
- оценка дизайна и иллюстраций и их влияния на усвоение материала;
- удобство навигации и элементов управления;
- влияние формата подачи материала на усвоение информации;
- оценка трудности заданий;
- оценка времени на прохождение курса;
- общая оценка за курс.
Большей
части опрошенных модуль «Контрафактная продукция» понравился и соответствовал
их ожиданиям (80,6%).
Влияние формата представления и изложения контента курса на восприятие пользователем
В исследуемом курсе материал преподносится последовательно в рамках сюжетной линии, где персонаж-гид встречает пользователя, знакомит с основными признаками контрафактной продукции на конкретных примерах и с алгоритмом действий при ее обнаружении. Как показал опрос, выбранный формат подачи материала понятен всем пользователям и способствует лучшему усвоению информации курса.

Выбранная форма изложения материала непосредственно влияет на восприятие пользователем
информации, контрольных заданий и других элементов курса, так как этот признак
имеет корреляцию (взаимосвязь) со следующими признаками:
- восприятие логики курса;
- восприятие дизайна и иллюстраций;
- удобство навигации;
- понимание и усвоение теоретического материала курса;
- восприятие контрольных и проверочных заданий курса;
- полезность информации.
Проработка материала курса
Это достаточно
высокие результаты, что указывает на проработку контента курса и выбор уместных
педагогических приемов подачи материала для наилучшего усвоения информации
пользователями.
Информация,
представленная в курсе, практически для всех пользователей оказалась полезной,
а 74,3% обученных сотрудников узнали для себя что-то новое и готовы применять
это в практической деятельности. Данные признаки находятся в обратной
зависимости друг от друга: чем выше пользователи оценили полезность изученной
информации, тем больше у них желания применять полученные знания в реальной
жизни (коэффициент корреляции между этими признаками равен «-0,392»).
Сила визуала
Важную
роль в курсе играет визуальная составляющая. Удобный и приятный дизайн и
иллюстрации помогают лучше воспринимать материал курса, а также ориентироваться
в его навигации. Большинству пользователей (94,3%) понравились дизайн и
иллюстрации. Среди нескольких отзывов были пожелания сделать окраску курса
более яркой и добавить фотографий примеров контрафактной продукции. Иллюстрации
курса выполнены в скетчевом стиле, и в них используются не очень яркие,
холодные цвета. Полученные отзывы побудили нас добавить красок в последующие
модули вводного курса, а также в будущем раскрасить и этот.
![]() |
Такой стиль графики использован изначально. |
![]() |
Такой стиль графики стал. |
Используемое визуальное оформление курса помогает восприятию представленной в нем информации: 78,6% опрошенных оценили данный признак на «5», 20% – на «4».
- восприятие формы изложения материала курса;
- понимание логики прохождения курса;
- удобство навигации;
- понимание и усвоение теоретического материала и контрольных заданий;
- восприятие полезности контента курса и желание применять полученные знания;
- общее впечатление и оценка курса.
Как оценили пользователи курс
Средняя
оценка за курс достаточно высокая: 9 (9,07) из 10 баллов.
На
полученный результат влияют практически все исследуемые показатели курса (между
ними наблюдается слабая и средняя корреляция):
- форма изложения материала;
- дизайн и иллюстрации;
- удобство навигации;
- понятные и легкие контрольные задания;
- полезность информации курса;
- применимость знаний в практической деятельности.
У
перечисленных признаков корреляция средняя или ближе к средней (0,4-0,6) и
значима на уровне p=0,01.
Приятные отзывы
Опрос позволяет получить не только числовые данные для статистического
анализа, но и отзывы и пожелания от обучаемых сотрудников:
- «Курс, на мой взгляд, удался. Все понятно. Проверочные задачи очень уместны. Спасибо.»
- «Побольше подобных курсов. Таким способом информация усваивается очень хорошо и лучше запоминается.»
- «Хотелось бы все тесты с таким дизайном, информация в таком тестовом режиме усваивается намного лучше!»
- «Так держать, курс информативный и легко усваиваемый.»
- «Побольше вопросов по закреплению материала, простые вопросы конечно хорошо, но не мешало бы вопросов с подвохом.»
Вывод
Итак, в результате проведения исследования обратной связи конечных
пользователей мы получаем подробную информацию о том, как курс ими
воспринимается, что в излишке, а чего не хватает. Подобное исследование мы
проводим уже не впервые, и каждый раз результаты нас не только радуют, но и подталкиваю
к улучшению обучающих продуктов. Всегда интересно знать жизнь курса после его
внедрения в процесс обучения и мнение конечного пользователя.
Комментарии