Потребность в обучении. Как сделать правильный выбор формата e-learning?
В компаниях возникает потребность в e-learning, когда
количество сотрудников становится более 3000. В этом случае дистанционное
обучение становится необходимостью, потому что экономит ресурсы компании.
Зачастую внедрение e-learning ложится на плечи
сотрудников hr-отдела, которые ищут решения задач по обучению персонала на
просторах интернета, обращаются к экспертам, посещают конференции. Новичку не
всегда удаётся принять правильное решение, какой формат e-learning лучше
выбрать в том или ином случае. Например, если руководитель просит перевести
очный тренинг в электронный формат, то первой идеей, возникшей у ответственного
за обучение, становится электронный курс. А поможет ли один электронный курс
решить задачу самого обучения? Позволит ли он научить сотрудников нужным
навыкам? Быть может, понадобится комплекс из серии таких курсов, тестирование и
отдельно разработанный тренажёр или бизнес-симулятор, где пользователи отработают
навык в безопасной учебной среде? Нужно ли автоматизировать весь этот процесс, или один человек будет администрировать – ручками назначать курсы и собирать статистику?
Всё сводится к тому, что недостаточно поставить цель
разработать электронный курс. Важно понять, для чего он нужен и какие задачи
решит. Правильно выбранный формат обучения позволит сотрудникам повысить
профессиональные навыки и быть более компетентными в своей области, что напрямую
влияет на работу компании.
Попробуем систематизировать наш опыт и сформировать
несколько простых правил, которые помогут вам принять грамотное решение в
задачах обучения сотрудников.
- Чётко определите цели и задачи обучения.
Важно понять конечный результат – чему научится
сотрудник, пройдя это обучение.
- Узнайте свою целевую аудиторию.
Соберите хотя бы примерные данные о половозрастных
характеристиках пользователей, их профессиональной деятельности, рабочей
занятости, уровне компьютерной грамотности, образовании, наличии мотивации на
обучение. Чем лучше вы узнаете пользователей курса, тем эффективнее подберёте
нужный формат.
- Выясните, в каких условиях будут проходить
обучение сотрудники.
Выделяется ли специально отведённое время или они это
делают в рабочие и обеденные часы, сколько времени готовы потратить. Узнайте, с
каких устройств пользователи будут проходить обучение. Например, если у
сотрудников нет своего места с рабочим компьютером, то скорее всего, они будут
это делать через мобильные устройства.
- Подготовьте все материалы, на основе которых
будет разработан обучающий продукт.
Если материалов окажется много, то делите курс на
модули.
- Найдите эксперта по теме разрабатываемого
продукта (если, конечно, вы сами им не являетесь).
Человек, знающий материал, поможет вам грамотно
расставить акценты в контенте курса, подобрать правильные примеры для
разъяснения сложной информации и т.д.
- Обозначьте сроки запуска проекта.
Определите, когда вы планируете запустить пилотное обучение
по продукту, а когда на всю компанию. Обоснуйте сроки этих этапов: к чему они
привязаны, на что это должно повлиять.
- Если реализовать своими силами не получается, то
найдите подрядчика.
Вам повезёт, если подрядчик задаст перечисленные здесь
вопросы. Это значит, что ему не безразлично решение вашей задачи, и для него
важен конечный результат – эффективное обучение ваших сотрудников.
Перечисленные
правила не являются исчерпывающими, вопросов и уточнений по реализации
обучающего продукта гораздо больше. Но их вполне достаточно, чтобы принять
грамотное решение в выборе эффективного формата e-learning для решения задачи
обучения сотрудников. Помните, что этот выбор не всегда замыкается на одном
электронном курсе. Подходите к этому процессу с умом и не жалейте на него
времени.
Комментарии