Soft Skills: мэйнстрим или необходимость?
Часто ли вам приходится давать сотрудникам задание, что-то долго объяснять, а они в итоге делают не то, о чем вы договорились? Бывало ли так, что коллега вам нагрубил с утра, ну плохое настроение у него, а вам после этого некомфортно делать с ним проект, осадок остался? Или
может, вам приходилось уходить с важных переговоров с ощущением, что вы не
достигли желаемой цели?
Может, на какой-то из этих вопросов вы и ответили "нет", но все мы, работая на результат, сталкиваемся
с тем, что нужно уметь выполнять задачи в цейтноте, приоритизировать их,
справляться со стрессом и уметь договариваться. И это только начало.
Посчитать, сколько компаниям стоит неумение
приспособиться к изменениям, вовремя перестроить процесс и управление внутри
команд, сколько стоят недоговоренности между сотрудником или неправильно
поставленная задача, которая отнимает силы и время и постановщика этой задачи,
и выполняемого? Не считали?
Возьмем пример с некорректной адаптацией: на этапе подбора HR проанализировал
только профессиональные компетенции программиста. Коротко: знает Python - нам подходит. А на этапе адаптации ни
наставник, ни руководитель, ни HR не
уделили внимания тому, как сотрудник выполнил свои задачи, как влился в
коллектив, понял ли бизнес-процесс, понятны ли ему ценности компании?
Что же здесь про soft skills? Грамотная постановка задачи, целеполагание, умение дать обратную
связь, работа в команде… Одно цепляет за собой другое. А что по цифрам? Ну вот
поработал наш программист пару месяцев и потом заявление написал. А компании
такая замена сотрудника (считайте, заново запускать весь процесс) может
составить 50% от годовой заработной планы. Это и затраты, связанные с
увольнением, затраты на поиск работника, издержки неиспользованных возможностей
за время подбора, прямые затраты на обучение новых работников и…список можно
продолжать.
Вывод прост: необходимо развивать soft skills навыки, обращать на них внимание уже на этапе подбора.
На
пути к развитию мягких навыков в компании есть 3 простых шага:
- Нужно понять, где болит: какие навыки недостаточно развиты у ваших сотрудников?
- Сформировать понимание, как надо: наметить вектор развития.
- Создать программу обучения.
И
важен ещё один момент: развитие отдельного навыка - занятие хорошее, но, как
правило, не дающее эффекта. Развивать мягкие навыки нужно в комплексе: от
хороших книг и статей до дистанционного и очного обучения. Именно комплексный
подход даст нужную базу, а дальше - повышение профессионализма и эффективности
сотрудников.
Как
же эту базу сформировать? Как найти понимание, что нужно в первую очередь? Из
всего обилия классификация по мягким навыкам можно выделить 3 главных
направления:
- Коммуникативные компетенции: умение слушать, аргументировать свою точку зрения, договариваться, вести презентации.
- Self-менеджмент: управление собой, управление эмоциями, управление конфликтом, развитие эмоционального интеллекта.
- Мышление: принятие решений, управление изменениями, поиск и анализ информации.
Наша компания, ориентируясь на такой подход, разработала 10 курсов по
развитию мягких навыков, которые могут стать как базовой матрицей обучения soft skills, так и частью текущих программ
обучения. Заходите на сайт softskills.labmedia.su, знакомьтесь с продуктом и не забывайте, что soft
skills заслуженно именуют компетенциями будущего.
Комментарии