2012 год. Тренды электронного обучения
Мне кажется наконец то стало наступать то время, когда e-learning перестает идти семимильными шагами, а оголтелые его сторонники уже не пытаются поспеть за новыми трендами и применить все (хотя в отдельных случаях это все таки имеет место быть) на практике. Это хорошо.
То, о чем мы говорили в прошлом году, да и несколько последних лет постепенно начинает входить в обиход и являться неотъемлемой частью электронного обучения. Это очень хорошо.
Но в любом случае всегда необходимо иметь в загашнике годовой план “к чему стремиться”. И это тоже весьма хорошо.
Я лично пока не возьмусь прогнозировать тренды e-learning в наступившем году, но с удовольствием прокомментирую (призываю читателей блога сделать тоже самое) некоторые мысли из статьи Connie Malamed “Learning Technology Trends To Watch In 2012”.
Backchannel
По сути этот термин означает общение между участниками конференций, семинаров и других массовых учебно-информационных мероприятий. Причем самым показательным на мой взгляд является использования твиттера (вот и он, родимый, пригодился в обучении), особенно это удачно, когда используются #хэштэги (тем более что с 2011 года их можно использовать на русском языке). Сейчас у каждого есть телефон и почти у каждого он позволяет использовать средства глобальной коммуникации. В общем есть шанс, что теперь на конференциях люди начнут общаться не только в кулуарах (при чем не всегда по теме), но и в онлайн (охват аудитории я думаю очевиден).
Content Curation (куратор контента)
Интернет – это всемирная мусорка. Для обучения его нужно серьезно фильтровать. Мое мнение это реально, но… монетизацией контента. Только платя за контент можно спрашивать с того, кто тебе его предоставил, и только получая деньги за контент (если рассматривать прибыль долгосрочной перспективе) можно отвечать за него. Причем речь идет не только и не столько о генерации контента, но и о его фильтрации. Все конечно ИМХО. Вот кстати из статьи весьма любопытный референс http://www.twylah.com/robingood.
Облачные решения
Буквально 2-3 последних года только и говорят об облаках. Говорят, что вот-вот прорвет, все поймут и ринуться в облака. Но этого не происходит, большинство по-прежнему ставит тяжелые системы в собственные инфраструктуры. Хотя, на мой взгляд, облака развиваются эволюционно и по потребностям и основной стоп пока в потребителе (хотя в целом складывается впечатление, что и софт пока облачный сыроват). В статье кстати, подборочка облачных решений в области e-learning (Composica, EXE, Lectora и т.д.), добавлю к ним русскоязычный ресурс от WebSoft – http://tools.hrm.ru.
ну и как всегда, из года в год…
Gamification
И это определенно хорошо. Более того, я наблюдаю тенденцию в развитии (повышение уровня знаний) как заказчиков e-learning, так и в профессиональном росте разработчиков. Игровое обучение становиться в меньшей степени игрушкой для руководства, оно, наконец то, становиться способом достижения учебных целей. Вы знаете, как возрастает ответственность за результат со стороны заказчика, когда выполняется проект по разработке деловой игры. Ого-го как.
Расширение функционала и роли Педагогического дизайнера
Согласен с Connie полностью, педдизайнер может и должен несколько удлинить цикл своих проектов и участвовать не только в проектировании курсов. В том числе и роль куратора контента.
HTML 5
Тема для отдельного поста, но суть проблемы вроде бы на поверхности. HTML 5 для мобильных – это хорошо, HTML 5 и кроссбраузерность – плохо.
и наконец…
Смешанное обучение
На мой взгляд это должно стоять на первом месте во всех трендах ближайших лет десяти точно. Это единственно верный формат обучения. Только дополняя друг друга очное и электронное обучение могут привести к результату. Хотя я не исключаю, что в какой то момент (при определенном развитии технологий) виртуальные классы можно будет причислить к очному обучению. Только системным подходом можно достигнуть в таких процессах, как обучение.
В общем и целом, не убавить не прибавить, разве что я бы еще добавил к этому списку “комплексность проектов”. Только в тесной связке с родственными бизнес-процессами e-learning будет востребован и эффективен (оценка –> обучение –> тестирование –> …).
Комментарии