Обратная связь, или Для кого все это?
Всегда, на любом этапе своей работы по разработке электронного курса я стараюсь представить себя на месте конечного пользователя – того самого, которому выпадет счастье его изучать. Разумеется, даже зная примерный возраст и профессиональную сферу целевой аудитории, для которой трудишься, вообразить этого гипотетического персонажа можно лишь очень и очень приблизительно. Кто он такой – вчерашний студент-раздолбай, солидный семейный любитель футбола или старая дева без проблеска чувства юмора?
Я, конечно, не льщу себя надеждой угодить всем категориям потенциальных потребителей продукта. Я знаю, что этого не бывает даже с самыми роскошными и педагогически выверенными курсами: всегда найдутся недовольные, которым было скучно/трудно/некрасиво/неинформативно - просто потому, что у всех свои представления о скучном/трудном/некрасивом/неинформативном.
И тем не менее я думаю, что обратная связь от хотя бы небольшой, выборочной части обучаемой аудитории - средняя температура по больнице, так сказать – штука очень нужная. Очень полезно, на мой взгляд, взять пару десятков подопытных из разных возрастных и должностных категорий, показать им учебник (понятно, удаленно) и спросить – люди добрые, ну как вам? Понравилось? А картинки? А содержание? А задания не трудные? Вот тут анкетка у нас - заполняйте, мы не обидимся.
И хотя мнения наверняка разделятся в диапазоне от «буэ, скукотища» до «супер-супер» (если для этого есть основания :)), вы получите определенный срез впечатлений от результатов вашей работы, дающие пищу для размышлений и нехилый стимул в следующий раз сделать лучше. Вы учтете критику. Порадуетесь позитивным отзывам. Выявите, например, что задания в курсе неприлично легкие и умственные способности обучаемых вы недооценили. И так далее.
Вопрос «ну и какая от опросов практическая польза?» поражает меня в самое сердце. Отзыв Заказчика – то есть того человека, который взаимодействует с разработчиками и принимает курс - это совсем не то же самое. Он оценивает результат по множеству различных критериев, в то время как у конечного пользователя их всего-то - чтобы быстро, визуально приятно и интересно. И сценарист, в основном, трудится именно для него - заботится о его комфорте, если хотите.
Поэтому мнение тех самых банковских служащих, торговых работников и студентов, с которыми я никогда не познакомлюсь – главный критерий моей работы. Я хочу, чтобы тот, с кем я общаюсь через электронный курс, прошел его и сказал – ну, в идеале - «Ой, это уже 2 часа прошло? Ну надо же, вроде только присел». А потом рассказал мне об этом в анкете. :)
Вот тогда жизнь засияет в полном своем блеске.
Комментарии