Про то, как я преподавателем экспериментировал.
Не так давно мы с Сашей писали про то, как мы решили испробовать на себе то, что предлагаем преподавателям вузов. А именно очное преподавание с активным использованием технологий Web 2.0
- про SharePoint - недоWeb 2.0
- Web 2.0 - фикция, концепция или технологии?
- ну и про про Неожиданный мотиватор для студентов (Александр подрезал у меня темку недельного поста :) )
Я в прошлую пятницу принимал зачет у студентов 4 курса очной формы обучения, так что вроде бы как время поделиться опытом на эту тему.
Сперва история вопроса:
в Академии МУБиНТ, из которой мы собственно и получились как компания по поставке eL решений, очень большой упор делается на автоматизацию процессов организации обучения и собственно использования технологий электронного обучения.
В частности правилом для каждого преподавателя является наличие сайта преподавателя.
Устроено всё довольно просто (Таня Рицкова впрочем скажет, что вовсе непросто :) ). В качестве платформы поставлен MS Sharepoint Portal Server 2007. Он является основой для студенческого кампуса, к которому подключены все другие информационные сервисы. Подробно останавливаться на этом не буду, так как мы сейчас завершаем работу по интеграции и преображению SPS, лучше отдельно :). Так вот, для каждого преподавателя создается его персональная рабочая зона (технически создается дочерний узел), в которой он админ. Т.е. царь, бог и воинский начальник. Для начала ему дается шаблончик с преднастройками, но в будущем может делать что и как хочет.
Функции сайта преподавателя весьма разнообразны. Основная идея в том, чтобы на сайте преподавателя аккумулировались неформальные знания по дисциплинам, которые преподаватель ведет и активности студента (работы, коменты, результаты его учебы и т.д.). Они (эти знания) должны дополнять три другие составляющие: очное общение с педагогом, электронный учебник с тестами и материалы электронной библиотеки.
Что я попробовал сделать
Мой курс по Тайм-менеджменту для Outlook 2007 – микрокурс. Всего 6 часов: 2 лекция, 2 практикум, 2 зачет. Это ровно столько, чтобы я не очень сильно отвлекался от основной своей работы.
Как организовал обучение по курсу:
- Определил основной целью курса: заинтересовать ТМ тематикой на самом что ни на есть прикладном уроне.
- Не буду читать лекцию нудно и скучно – молодые ребята просто не будут слушать. Буду максимально неформален и открыт. Постараюсь удивить их, заставить забыть, что они находятся на “паре у препода”.
- Не буду заставлять писать в тетрадках. Бесполезно, лучше пусть внимательно слушают и смотрят. Так как выступал с презентацией – по результатам и теории и практики выкладывал ppt файлы для скачивания на сайте преподавателя.
- На сайте преподавателя буду вести блог. Цели ведения определил так:
- хронология чтения и фиксирование мыслей по ходу преподавания,
- рефлексия от проведенных занятий. причем как моя, так и студентов,
- обязательная отметка активности моих студентов после проведенных занятий.
- После теоретического занятия на блоге в коментах к специально созданному посту студенты должны ответить на два простых вопроса: что им больше всего понравилось на лекции и что больше всего не понравилось. Это первая аттестационная точка для сдачи зачета.
- Практику не начну, пока те, кто не написали комент по теории не сделают этого на практическом занятии. Время потом изыму из их отдыха :).
- На практическом занятии тоже не дам ничего делать :). Пусть опять смотрят, а я попляшу, понастраиваю MS Outlook. Решил я так в бОльшей степени из за времени. 2 академ. часа это ничто. По результатам практики тоже ppt на сайт.
- Основанием для получения зачета я решил, что будет работа, которая уместиться на листе А4 – кейс с описанием того, как они видят применение полученных знаний в своей жизни. Причем к сдаче принимается как положительный ответ (да, буду использовать потому что), так и отрицательный (нет, не буду использовать потому что). Ответ должен быть прислан мне по электронной почте или размещен в специальной библиотеке на моём сайте по желанию студента.
- Уже после того, как я прочитал весь курс мне достаточно спонтанно пришла в голову мысль, что раз уж я ставлю эксперимент, то буду последователен до конца – направлю часть авторского гонорара на призы. Кароче, объявил конкурс, о котором писал Саша.
Что удалось:
- Мне удалось заинтересовать (!) студентов тематикой, что было видно из коментов в блоге. Это было шикарное чувство, наблюдать за их лицами, эмоциями, коментами на блоге.
- Все 100% пришедших на занятия были включены в процесс обучения так как: не отвлекались на очных занятиях, обязаны были быть минимально активны на блоге.
- Все 100% должны включить мозг для написания кейса, так как личное отношение к предмету трудно стырить, его проще написать.
- Я дал студентам право на отличную от моей точку зрения при выполнении аттестационного занятия, что видимо окончательно их раскрепостило.
- Я постарался быть честен со студентами относительно требований к ним и к себе. Писал, выкладывал, коментировал, принимал, читал и ставил :).
Что не удалось:
- Иногда, мне кажется, я перегибал палку “со свободным изложением материала”. Некоторым, особенно заочникам (как более взрослым людям) это не вполне понравилось, так как лектор и лекция у меня были не совсем тем, к чему они привыкли :).
- Честно говоря в тайне мечтал об обратной связи “без задания”. Просто чтоб написали в свободное время комент в блог или письмо :) Пусть даже гневное.
- Привлечь бОльшее внимание студентов к материалам блога. Хотя утверждать этого с полной уверенностью нельзя, так как еще остались заочники, которым предстоит сдавать кейсы.
- В следующий раз (в подобных мероприятиях) обязательно буду давать заполнять анкеты, включу их как обязательный элемент для аттестации :).
Ну и напоследок.
Несколько скриншотов из моего сайта преподавателя. Думаю, что частичная публикация материалов с моего закрытого ресурса не нарушит ничьих авторских прав.
Ну и напоследок напоследок :)
Публикую один, из присланных мне кейсов с разрешения студента (так что © Сандюк А.А, pdf, 66kb).
Ну разве не мечта педагога?!.
PS: Как я написал вначале – это промежуточные, пусть и достаточно подробные комментарии к моему опыту преподавания, постараюсь дополнить их деталями в своих последующих постах.
Комментарии
Выскажу впечатления, вслед за Вами, в духе понравилось/не понравилось.
Не понравились: плохо, ИМХО, сформулированная цель курса, явно повлиявшая и на весь процесс работы с ним и, видимо, на обученность аудитории.
Понравилось: способы организации процесса, общения.
Спасибо за комментарий.