Практический опыт интеграции Moodle c информационной инфраструктурой учебного заведения

Не так давно мы, с Валерием опубликовали статью для ежегодного сборника приуроченного к очередной конференции «Информационные технологии дистанционного обучения. Применение LMS Moodle». Публикую полный текст ниже…

Преамбула

Любой сервис, если он востребован, может стать продаваемым и коммерчески успешным. К сфере электронного обучения вообще и, к реализации идеи платного доступа к учебным материалам в частности это относится не в последнюю очередь. В современном мире, если ты не двигаешься вперед, ты обязательно двигаешься назад, поэтому любое успешное начинание, не став законченным решением грозит так и остаться хобби без конкретной цели и будущего. Наверное, с этим сложно спорить и в современном мире, с его рыночной экономикой это утверждение необходимо. В любом случае принято считать, что платные услуги качественнее бесплатных. Конечно, на деле это не всегда так. Ирония состоит в том, что за бесплатные услуги все равно кто-то платит, просто делает это не конечный потребитель.

Идея

Как известно, запрос заказчика не всегда является окончательно сформировавшейся идеей. Как правило, идея, а в последствие и техническое задание, окончательно формируется исполнителем во взаимодействии с заказчиком.
К нам обратилась учебная организация Х, которая уже накопила достаточно опыта в реализации услуг e-learning имеющимся у неё слушателям, имела мотивированных и обученных преподавателей, перечень необходимых курсов, тестов и распределенную филиальную сеть.
Имея такие результаты, логически верным было сделать следующий шаг – начать продавать доступ к курсам внешним пользователям в произвольном порядке, не опираясь только на внутренние учебные планы. По принципу: «Что захотел, то и изучил». Так вот, начальный посыл был примерно следующего содержания: «Хотим продавать курсы в Moodle через интернет-магазин». Moodle у заказчика был, следовательно наша задача стояла из следующих этапов:
  • организация интернет-магазина,
  • интеграция магазина с Moodle,
  • описание процесса продажи и процесса покупки курсов (в реальности – доступа к курсам).
Так как задачи были связаны с денежными транзакциями, передачей персональных данных и облегчением процедур доступа, то к разработке были предъявлены следующие требования:
  1. Безопасность;
  2. Простота интерфейса для покупателя;
  3. Минимум дополнительных действий для администраторов процесса.
Для организации интернет-магазина была выбрана платформа «1С-Битрикс: Управление сайтом», так как отвечала всем поставленным требованиям в области продаж, возможности интеграции с Moodle и потенциальной возможности прозрачной интеграции с бухгалтерским ПО.
В ходе проработки технического задания, было принято совместное решение автоматизации процесса до логически законченной связки с 1С-Бухгалтерией (для сокращения действий исполнителей в данном бизнес-процессе).
В итоге получилась задача по интеграции, изображенная на схеме.

Механизм

Итак, мы описали идею, описали задания для наших программистов. В путь.
Дабы не раздувать данную статью, мы опустим описание процедур интеграции интернет-магазина с бухгалтерией. Схематично процесс взаимодействия LMS (Moodle) и интернет-магазина можно представить следующим образом:
Таблица 1. Схема взаимодействия систем

Система
Этап взаимодействия
Moodle
  1. Добавляется или создается курс.
  2. Копируется ID курса.
1С-Битрикс
  1. В инфоблоке (структурированный каталог однотипной информации) указывается ID курса (скопированное из базы Moodle).
1С-Битрикс
  1. Со стороны пользователя происходит заказ курса.
  2. После произведения оплаты пользователем (сообщается из 1С-Бухгалтерия) курс отмечается оплаченным.
Moodle
  1. Происходит генерация набора ключей (набор символов), которые прикрепляются к определенным курсам.
  2. Ключи передаются в 1С-Битрикс.
1С-Битрикс
  1. Битрикс оповещает пользователя о поступлении ключа и выдаёт его на специальной странице со ссылкой на Moodle.
Moodle
  1. Пользователь активирует ключ на сайте.
  2. При активации ключа Moodle добавляет пользователю роль слушателя для привязанного к ключу курса.
  3. Можно обучаться :)

Проект был успешно реализован, отлажен и запущен. Заказчик активно пользуется сервисом.
К настоящему времени данный процесс требует модернизации, в том числе и с точки зрения юзабилити, тем не менее, на тот момент он явился хорошей отправной точкой для выхода нашего клиента на новый рынок и реализации дополнительного сервиса для уже существующих слушателей.

Резюме

Реальная потребность обучающих организаций в интеграции сервисов интернет-продаж, систем доставки контента и бухгалтерских задач, а также положительный опыт выполнения проектов на базе свободно распространяемого ПО (в данном случае мы говорим о Moodle), позволяет обучающим организациям, в том числе и в академическом секторе (данный проект осуществлялся именно для академического сектора – одного из московских учебных заведений), убедиться в возможности успешной реализации своих курсов и учебных программ для внешних заказчиков с минимальными периодическими затратами на содержание системы.
Данный сервис может работать в полуавтоматическом режиме (вы отдыхаете на море, а у вас покупают курсы(= ) формируя тем самым дополнительный доход, который может быть направлен на совершенствование системы и учебных материалов.

Комментарии

Бесплатно травиан написал(а)…
Интересный опыт

Популярные сообщения из этого блога

Электронный дневник в школе

Истинные причины заказа электронных курсов

Серьезные игры. Опыт разработки игры “Управление изменениями”