Обучить работать в команде

На одном из недавних вебинаров Владимир Наумов еще раз подтверждал свою точку зрения о том, что электронные курсы могут научить практически всему. Что и натолкнуло меня на размышления о формировании такого навыка как работа в команде.
Что же могут web-технологии для решения этой задачи?

Начнем с того, что выделим несколько разновидностей IT продуктов для обучению навыкам командной работы.

1. Электронный курс, например, "основы командной работы". Его особенность заключается в том, что человек обучается один на один с учебником, не имеет выхода ни в чат, ни в вики и т.д. Курс сможет пердать теоретическую информацию в отношении командного взаимодействия, протестировать особенности того как ведет себя человек в команде, дать некоторые навыки оценки способностей других людей и распределения обязанностей среди них. Как такового навыка командной работы здесь нет.

2. Разработка кейсов, направленных на решение Командой людей, которые находятся друг от друга на расстоянии и используют web-технологии для общения и совместного решения задачи. В этом случае идет распределние ролей, и прочие процессы, свойственные командной работе. Также к этой работе может быть подключен тьютор/консультант, который даст анализ командного взаимодействия.

В этом случае навык командной работы вырабатывается, но отсутвуют такие феномены как "чувство локтя", "сПЛОЧеность коллектива", "Эмоциональное взаимодействие". Я не утверждаю, что отсутсвие их - это плохо, просто их нет.

3. Разработка электронного курса для конкретной организации под конкретный коллектив (например, топ-менеджмента). То есть курс содержит информацию и ряд заданий, а Команда выполняет их (возможно даже в очном режиме). Курс должен сопроводжаться тьютором/тренером, который может быть на расстоянии тысячи километров. В этом случае командное взаимодействие будет на более высоком уровне, так как влияние эмоций сохранится.

Каждый из этих продуктов имеет право на существование, они решают различные задачи и разный уровень командности.
PS Картинка рук скопипастена отсюда.

Комментарии

Владимир Наумов написал(а)…
Здравствуйте, Наталья

Со всем согласен, кроме
1. ... "Курс сможет предать теоретическую информацию в отношении командного взаимодействия... Как такового навыка командной работы здесь нет.
"
И это возможно, если перестать смотреть на е-курс как на интерактивизированный PowerPoint-аналог с тестами
Владимир Наумов написал(а)…
И еще:
"В этом случае навык командной работы вырабатывается, но отсутвуют такие феномены как В этом случае навык командной работы вырабатывается, но отсутвуют такие феномены как "чувство локтя", "сПЛОЧеность коллектива", "Эмоциональное взаимодействие".

Если вы учите НЕ роботов или покойников, то эти феномены все-таки имеют место, пусть и в иных количественных и качественных проявлениях. С чего вы взяли, что у чела при групповом решении кейса в wiki, к при меру, "нуль" эмоций и прочих феноменов? Обоснуете? Вот научимся глядет на е-обучаемых как на субъектов, а не аналог покойников - глядишь, у и них эмоции с локтями "прорежутся"
Natali Dolgova написал(а)…
Владимир, я не считаю наших обучаемых роботами, а уж тем более покойниками. Но, как правило, курс ориентируется на которорый средний образ должности, возраста, професии и т.д. Эмоции по ту сторону экрана есть всегда и довольно разные.
А при выполнении командного кейса в wiki эмоции будут, но качественно иного уровня. И, как мне кажется, они будут апелировать к форме Я, а не к форме Мы. Но это утверждение никакими исследованиями, к вожалению, подтвердить не могу.
Владимир Наумов написал(а)…
Наталья,
скажите пожалуйста, "средний образ должности, возраста, професии", на который, по-Вашему, "как правило, курс ориентируется", - это человек, живой-живехонький обучаемый или этот "образ", которой чем-то сродни и ближе к роботам и покойникам?

Рад, что Вы признали все-таки, что "по ту сторону экрана есть всегда и довольно разные" эмоции и прочик феномены. Неужто это эмоции "среднего образа"? И к тому же - довольно разные? А не "средние"? Так и до "средних" курсов недалеко :)

"...феномены как "чувство локтя", "сПЛОЧеность коллектива...", я и не скрывал, при eL выражаются "в иных количественных и качественных проявлениях". Вот с ними и можно поработать, точнее, с их носителями. Обучаем мы, надеюсь людей, а не "средний образ". Обучение которого, руку на отсечение даю, "никакими исследованиями, к сожалению, подтвердить" невозможно по определению.

Фишка в том, что человек, работает он один или в группе - без разницы - переживает эмоции один и сам, внутри своей телесной оболочки. Или не переживает, даже если он в команде. Посему командообразованию и многим прочим групповым вещам можно учить (но так и не научить, порой :) и в команде, и вне ее, если работать с человеком, а не его функцией, образом, паспортными данными (пол/возраст/среда рождения/обитания) или иным ярлыком. Обучение имеет дело с человеком как целостностью, а не частичностью, извне заданной ему разработчиками учебных продуктов.

Популярные сообщения из этого блога

Электронный дневник в школе

Истинные причины заказа электронных курсов

Серьезные игры. Опыт разработки игры “Управление изменениями”