Своими тернистыми путями
Так случается, что часто приходится бывать в различных компаниях, организациях, вузах, государственных учреждениях. Сами рассказываем, других слушаем…
Для обогащения практическим опытом и систематизации знаний на пару с Александром даже взял небольшой курс почитать в Академии МУБиНТ, по тайм-менеджменту. В частности проверить на себе и своих (как звучит то :)) студентах влияние этих самых технологий на усвоение материалов и мотивацию студентов и преподавателя (меня то есть).
Как следствие – сталкиваюсь с различными информационными решениями, в том числе для поддержки обучения.
В большинстве из них поражает один и тот же факт – у каждого свои, уникальные разработки в области скажем электронного обучения. Да что там разработки – терминологическая база :). А уж подходы к пониманию того, что есть электронный учебник, где его место в учебном процессе, как мотивировать преподавателя, как извлекать выгоду из технологий электронного обучения – тут прямо букеты на тачке.
В общем это не может не расстраивать. Почему так? Зачем тратить столько сил, средств, нервов, когда можно на первых порах просто скопировать чужой опыт или нанять эксперта для построения готового решения. На круг это обойдется в десятки раз дешевле, чем выращивать своих специалистов с нуля.
Например: у меня заболел зуб. Буду я его вырывать сам? Нет. Даже если я дантист, все равно не буду. Неудобно как минимум. Доверю я его вырывать лучшему другу Васе, при условии, что Вася не дантист? Ну едва-ли. Вася сделает мне больно и непрофессионально. А если вырвет вообще не тот и не тем инструментом :) В общем Вася не вариант. Дальше потоньше: Пойду ли я к дантисту-протезисту вырывать зуб? Ну наверное нет, профиль не тот. Да и сам протезист мне скажет что он не вырывает, он протезирует. Пошлет в общем меня к нужному специалисту. Казалось бы, всё очевидно. Зуб надо вырывать именно у дантиста, который знает, как рвать зуб.
Однако эта очевидная логика почему-то перестает срабатывать, когда дело доходит до такой области, как организация электронного обучения. Так случилось, что большинство специалистов в этой области – выходцы из ИТ (вон, коллеги даже опрос подвесили с результатами – больше всего программистов). Не потому-ли, что в своё время (да и сейчас чаще всего) почетное задание на внедрение электронного обучения выдавалось системным администраторам, программистам, дизайнерам? Кстати сказать в 1997 году и ваш покорный слуга получил такое важное поручение будучи в статусе начальника отдела веб-разработок :). Ну так сколько времени то уже прошло? Уже даже выражения устаканились примерно такие “дедушка российского еленинга”.
В общем месседж мой на сегодня таков: давайте использовать готовые решения в электронном обучении там, где это возможно, нарабатывая на их базе свой уникальный методический и предметный опыт, сокращая сроки внедрения и приближая реальные выгоды. Ну и не увеличивая и без того наш могучий и великий новыми терминами: ЕУМ, ЭУЧ, ЭОС, УУМО, ЕУМК. Загадочно конечно, но так уж надо ли?
PS: Симпатичное колесо любезно предоставлено сайтом www.td-master.ru
Комментарии
Основная причина подмеченного Вами феномена в том, что у ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ есть два важных ресурса - один бесплатный и неисчерпаемый, а второй дорогой и более чем ограниченный:
1. огромное количество свободного БЕСПЛАТНОГО времени своих сотрудников , т.к. эффективность организации низка и никто ничего толком не делает.. Часто ли мы видим, чтобы весь вуз как один человек упахивался, с овертаймами, с такой отдачей как в корпоративном секторе? Оно и верно, бонуса в размере восьми зарплат на Рождество ж не выдадут.
2. наличные деньги, за которые предпочитают работать профессионалы-консультанты. Ну оооочень ограниченный ресурс, сколько б объективно их ни было.
Взвесив "1" и "2", любой руководитель типичного вуза решает делать силами "своих". Помножьте это на святую простоту и искреннюю веру в "уж наши-то орлы!.." - и вуаля.
Что интересно, даже если этого свободного времени не так уж много, оно всё равно "бесплатно" и неизмеримо более "выгодно", чем оплата чужого времени живыми деньгами. Вот и вводятся всякие мудлы годами, силами непрофильных (не путать с непрофессиональными!) сотрудников, в свободное от прямых обязанностей время.
Думаю, что в бОльшей степени Вы правы. Особенно, когда речь идет о бюджетных организациях.
Но в ряде случаев я сталкиваюсь с подобной ситуацией и там, где либо обучение - основной бизнес, либо основной бизнес жестко завязан на обучение.
В этом месте вопросов больше всего :)