Качество электронного курса или что покупают на самом деле?
Уважаемые читатели,
Во-первых: разрешите поздравить всех нас с наступлением весны. Мой понедельничный пост открывет весенний цикл наших заметок про eL.
Во-вторых: О приятном. За этот год у нас существенно прибавилось количество постов. В среднем мы уже написали больше трети постов прошлого года. Соответствует ли количество качеству, это вопрос :).
Теперь к к сути.
Как вы думаете, по каким признакам заказчиком принимается решение о качестве предложения по разработке электронного курса?
Грамотная постановки целей, задач? Пед. методика? Качественный материал? Наличие разветвленной траектории обучения? Соответствие выбранного направления целям? Крутое взаимодействие с LMS?
Тссс ... скажу по секрету - в большинстве случаев Заказчик (тот, кто имеет главное слово - принимает решение) оценивает качество предложения по предоставленной картинке и правильным текстом в этом самом интерфейсе. Т.е. в большинстве случаев описание/сценарий вообще не читается. Смотрят картинку, и пытаются увидеть там своё (еще раз - своё, а не генерилки текстов с яндекса) содержание и контекст.
Не открою штатов, если скажу, что зачастую решение о выборе подрядчика/выделении финансов принимают лица, не имеющие непосредственного отношения не только к электронному обучению, но и к обучению вообще.
Я помню веселые моменты еще со времен, когда я разрабатывал веб-сайты на коленке. Бывало расстараешься, сделаешь концепт-дизайн, наполнишь тестовым контентом, сделаешь модное описание, и ташшишь. Заказчик смотрит и не понимает, почему разделы названы так забавно и откуда у него новостях про ловлю рыбы нахлыстом ... А на Ваши сопровождающие комментарии о том, что "мы обсуждаем концепт дизайна, на текст не смотрите" совершенно не реагирует.
Позволю себе сделать некоторые в общем-то очевидные, но от этого не менее полезные выводы, которыми мы все время от времени пренебрегаем, уходя в профессиональное самолюбование и переходя на "птичий язык":
1. Текстовое описание должно быть минимальным и максимально просто изложено.
2. Не стоит расписывать тонкости пед. дизайна, которыми вы хотите сразить заказчика. В большинстве случаев работать не будет.
3. Если предоставляете визуальные материалы, то они должны быть достаточно детально прорисованы (придется потратить время, а что делать) и содержать если не текст заказчика, то близкую ему тематику.
4. Конечно, представлять проект необходимо лично, если нет возможности это сделать - приложить к картинкам пояснительную записку, составленную в соответствие с требованиями п.1
В связи с этим у меня вопрос к уважаемым читателям: а как вы продаете методику? Т.е. то, что потрогать неподготовленному пользователю в первом приближении сложно. Только давайте честно, без сказок :)
PS: Кто картинки автор - затрудняюсь. Стянул отсюда.
Комментарии
Хотя безусловно ответсвенность за результат - это первое, что должен спрашивать потребитель в данном случае.
Похоже, это у Вас продают результаты, а у нас "эффективный (!)путь к этому результату". Продаю Дао e-learning! Это Вам не фунт изюму...
Александр, а чем продажа методики лучше продажи результата = "итога совместной деятельности". И кого с кем совместной в еL то? Картинки/анимашки с обучаемым совместной?
Ребята, продаю ответственность за результат! Налетай, не скупись! Потребитель, спрашивай с меня и получи за свои деньги мою ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. За отметки обучаемых, показанные ими на контрольном тестировании.
Давно хотел эту тему затронуть, Александр, и начал, было дело (http://new-el-de.blogspot.com/2010/02/e-learning-1.html), да выдохся. Слабо-с.
Спасибо, что громыхнули во весь голос.
Под совместной деятельностью я имею ввиду, безусловно, носители контента и тех, кто приводит этот контент к продукту - учебному курсу.
я не настолько наивен, чтобы воображать, будто е-курс решает задачи бизнеса, т.е. напрямую ведет к бизнес-результату \http://new-el-de.blogspot.com/2010/02/e-learning-3.html\
> "Под совместной деятельностью я имею ввиду, безусловно, носители контента и тех, кто приводит этот контент к продукту - учебному курсу".
Сорри, не понял, что все-таки вы имеет в виду под совместной деятельностью: кто /что совместно делает что по отношению к кому/чему?
и есть команда людей, которые из этого контента делает ПРОДУКТ, т.е. электронный курс.
Насчет бизнес задач, пожалуй соглашусь, прямой зависимости здесь нет, однако откуда-то цель создать курс появилась.. и если прямой заказчик не транжира денег нараво и налево, значит у него есть некие задачи, которые в результате каскада превратились во вполне понятные учебные цели, которые в свою очередь должен (может и не в одиночку конечно, решать электронный курс).
Вот-вот: покуда цель курса будет появляться "откуда-то", пока наши разработчики не уразумеют, что в обучении цель курса тождественна результату обучения, до тех пор мы будем продавать "блажь" и "методики", контейнеры и мультимедию, а не результат.
Сорри, про это не понял:
> "Есть носитель контента - автор, эксперт, как угодно...
и есть команда людей, которые из этого контента делает ПРОДУКТ, т.е. электронный курс."
Тока тихо считаю что Автор и есть контент (точнее, его частный случай)
А про "наших разработчиков", это вы лихо ударили... Много ли кто продает методики? Как вы правильно сами сказали, скорее это мультимедиа и контейнеры... Хотя судить не берусь, пока ко мне не обращались из других компаний с просьбой оценить тот или иной электронный курс, поэтому могу судить о своих.
Да, и, как правило, электронный курс - это все-таки не результат (вернее не конечный результат), помимо него есть LMSы и иные инструменты электронного обучения.. не так ли?
>"я рассматриваю более частый случай, когда заказчик приходит с запросом к исполнителю, в этом случае цель именно приходит", - Вы пишете.
Отвечаю:
Ну, а ежели цель курса не тождественна его результату, то либо покупатель неопытный, либо продавец лукавый, либо оба случая разом.
>"как правило, электронный курс - это все-таки не результат (вернее не конечный результат)..." - прокаскадируйте результаты (они же - цели)
А в предыдущем комменте я говорил о том, что одного электронного курса не достаточно для РЕЗУЛЬТАТА (в большинстве случаев).
К примеру, курс о телефонных переговорах (взял с потолка, поэтому к формулировкам не придирайтесь)...
Каскадирую (сильно упрощенно):
"узнать методики эффективных телефонных переговоров" - курс пользователю;
"преподать методику переговоров по телефону" - автор курса курсу
"мне надо чтобы все мои сотрудники правильно общались по телефону и не отпугивали потенциальных клиентов" заказчик автору курса.
результат достигнут? нет.
если е-курса недостаточно для достижения результата, зачем такой курс сооружать?
1. Сергею: у меня большое сомнение, что у вас есть возможность контролировать именно результат. В большинстве случаев непосредственно результат (фактическое сокращение затрат на обучение, доставленные вовремя знания, сокращение нагрузки на персонал и т.д.) мы как исполнители контролировать не имеем возможности. Мы сделали продукт в соответствие с требованиями заказчика. Дальше - процесс заказчика, куда разработчика с ег светлыми идеями как правило не пускают. Если у Вас есть иной опыт - поделитесь.
2. Владимир, а мы не лукавим сами с собой? :) Мы ХОТИМ дать конечный в виде обученный пользователей например результат, но НЕ РАСПОЛАГАЕМ соответствующими полномочиями для его достижения, поэтому грантируем только то, что контролируем.
Ко всем остальным правильным словам, как к вектору полностью к вам обоим присоединяюсь.
Но я то говорю об инсайдерской стороне вопроса, а тут пафос уместен-ли? :)
Одно дело - результат обучения, другое - производственный. Между ними - куча промежуточных звеньев. У каждого - свои критерии оценки. Заказчику не нужно путать эти разные по природе результаты, ему и разработчику не стоит тешить себя иллюзиями, будто учебный результат N гарантирует аналогичный произведственный.
Да это уже тема не "обучения", а "образования", не передачи/освоения ЗУНов, а реализации компетентностей...
Вот где полномочия стоит развести, а не требовать от е-курса результата, который он не может дать по определению (например, цитирую Александра "мне надо чтобы все мои сотрудники правильно общались по телефону и не отпугивали потенциальных клиентов" заказчик автору курса".
Тебе надо, дорогой заказчик? - Вот и достигай СВОЕГО результата)
Теперь еще договориться об этом с заказчиком - и можно выходнуть :). У него, заказчика могут быть законные основания припомнить нам притчу про пуговицы, к которым претензий быть не может :)